Главная Мы предлагаем М.И.Л.И.Ф. Команда и контакты
 

§ Индия


Республика Индия

Экономика Индии совмещает традиционное натуральное хозяйство, современное сельское хозяйство, ремесленное производство, различные отрасли современной промышленности и разнообразную сферу услуг. Правительственный контроль в сферах внешней торговли и инвестиций был ослаблен, но приватизация национальных предприятий продвигается медленно. Сохраняющаяся ригидность социальной, политической и экономической жизни сдерживает необходимые нововведения.


Национальная промышленность в значительной степени обеспечивает внутренние потребности страны и ежегодно наращивает объемы экспорта машинно-технической продукции. Наиболее перспективными направлениями промышленного производства остаются металлургия, производство автотехники и запчастей, химических и фармацевтических продуктов, энергетического оборудования и электротехнических товаров, текстиля, готовой одежды, кожи и кожевенных изделий, программного обеспечения и электронных компонентов.
По предварительным данным, в 2005/2006 финансовом году рост экономики Индии превысил 8%. По оценке международных экспертов, темпы роста экономики Индии могут составить 9-10% в год при условии усовершенствования инфраструктуры страны и ускорения реформ. В 2005/2006 финансовом году объем прямых иностранных инвестиций (FDI) в экономику Индии вырос на 40% и составил 7,5 млрд. долл. США, из которых 3/4 были направлены в промышленность. В 2006/7 фин.г. ожидается увеличение этого показателя до 10 млрд. долл. США.

Статус экономики: инновационная, сырьевая, ярковыраженное региональное и отраслевое разделение.
Притоки FDI в 2005-06

Источник: http://economywatch.narod.ru/foreign-direct-investment/fdi-india/inflow-of-fdi.html

Меры, принятые правительством страны по стабилизации государственной задолженности в 2005/2006 фин.г., позволили международному рейтинговому агентству пересмотреть прогноз по кредитному рейтингу Индии со <стабильного> на <позитивный>. Другое международное рейтинговое агентство , учитывая положительную динамику погашения Индией внешней задолженности и оптимизацию других финансовых показателей, повысила рейтинг кредитной надежности Индии до категории ВааЗ (приемлемый уровень риска) и банковским депозитам в иностранной валюте до Ва2 (высокий уровень риска), что повысило статус индийской национальной валюты с <отрицательного> до <устойчивого>.
Статус экономики: аграрная с элементами инновационной, обрабатывающая.

КФР. Наличие среднего класса населения Индии (300 млн. чел.) и агрессивная политика на внешнем рынке обеспечивают динамичное (с темпами ежегодного роста 10%) развитие сектора услуг, на который приходится половина ВВП (на промышленное производство - 28% и сельское хозяйство - 22%). Лидирующее положение в этом секторе занимают рынок информационных технологий (ИТ), который на 90% включает разработку программного обеспечения (ПО) и предоставление услуг технического и организационного характера по заказам зарубежных компаний (Business Proces Outsourcing, ВРО).
В 2005/2006 финансовом году индийский рынок ИТ оценивался в 42,2 млрд. долл. США (5,8% ВВП) с годовым ростом 22%, количество занятых в секторе составило 1,3 млн. чел. (на 22% выше пред.г.), в смежных отраслях - 3 млн.чел. В первую десятку индийских компаний ИТ входят Tata Consultancy Services, Infosys, Wipro, Satyam, HCL Technologies, Patni, i-Flex, CMC, MphasiS, Polaris. Объем продаж компьютеров в 2005/2006 фин.г. составил 4,7 млн.шт., что на 31% превысило предыдущий год. При этом ставится задача достичь к 2011г. уровня продаж до 28 млн.шт. и увеличить число пользователей с 0,58% до 2% общего населения страны. Для решения этой задачи планируется разработать новые финансовые и организационные схемы продажи компьютеров и расширить сферы их применения в образовании и медицине.
Экспорт ИТ продукции и услуг в указанный период составил 25,4 млрд. долл. США (прирост составил 36%). Основными рынками сбыта ИТ продукции являются США и страны Западной Европы.

Индия занимает 8 место в мире по производству стали, являсь крупнейшим в мире производителем губчатого железа (sponge iron, ГЖ) - 8 млн.т./год. Ежегодное производство стали из ГЖ - 2-2,5 млн.т. Главным импортером индийского стального проката является Китай: в 2003/2004 фин.г. импорт составил в стоимостном выражении 564 млн. долл. США.
После некоторого снижения темпов развития в течение последних лет в настоящее время в черной металлургии заметны признаки устойчивого роста производства. Главную роль в росте объемов производства проката черных металлов играют индийские частные металлургические компании, которые производят около 70% общего объема производства стального проката. Планируемое к 2015г. увеличение собственного стального производства на 10-12 млн.т. будет также поглощено внутренним рынком. Среднегодовая потребность только индийской строительной индустрии в металлопрокате (особенно в различных видах сортовой и листовой стали) составляет около 15 млн.т.
Общая потребность индийского внутреннего рынка в стальной продукции оценивается в 32 млн.т., а к 2015г. ожидается увеличение внутреннего потребления до 55 млн.т.
Индия является крупнейшим импортером стального лома: в 2004г. в страну было ввезено 2,2 млн.т.
За последние десятилетия малое предпринимательство приобрело заметное значение в экономике Индии, что способствовало росту ВВП, повышению занятости и развитию экспорта страны. Кроме малых промышленных предприятий, в сектор включены также малые предприятия сферы услуг и бизнеса. На 11,85 млн. малых предприятий (1,64 млн. зарегистрированных и 10,21 млн. незарегистрированных) приходится 41% всего объема промышленного производства, 90% занятых в промышленности, 50% экспорта страны.

Значительный потенциал имеют также финансовые и страховые услуги, строительство, биотехнологии, медицинские и образовательные услуги, туризм.

Источник: http://chundra.ru/city/1483-indiya.html

Аграрный сектор Индии высокопродуктивен, но существенно зависит от погодных условий и испытывает острый дефицит современных технологий. Дальнейшее развитие сельского хозяйства, обеспечивающего занятость большинства работоспособного населения, существенно сдерживается слабостью инфраструктуры, нехваткой современных средств доставки, переработки и хранения.

ЭИТ. Руководство страны уделяет особое внимание развитию ИТ, считая необходимым обеспечить ускоренное развитие отрасли. Президент Индии А.П.Дж. Абдул Калам поставил задачу достичь к 2013г. уровня производства ИТ продукции в 200 млрд. долл. США, что составит 15% мирового объема. При этом, со ссылкой на отчет Nasscom-McKinsey, ранее запланированный уровень в 60 млрд. долл. США был оценен как недостаточный.
В 2005/2006 фин.г. продолжались работы по созданию инфраструктуры в рамках проекта внедрения системы электронного правительства (National e-Governance Plan).
В рамках плана ведено в строй 487 общественных коммуникационных центров, позволяющих жителям отдаленных и сельских районов получить доступ к интернету, а также к информационным базам данных и услугам в области с/х, транспорта, медицины и образования.
Меры госполитики в области малого предпринимательства осуществляются через уполномоченные государственные и негосударственные агентства, основными из которых являются Организация по развитию малого предпринимательства (Small Industries Development Organization, SIDO), Национальная корпорация развития малого предпринимательства (National Small Industries Corporation, NSIC) и Индийский банк развития малого предпринимательства (Small Industries Development Bank of India, SIDBI).
В систему поддержки малого предпринимательства входят также многочисленные банковские структуры, институты, научно-технические центры, различные общественные организации, органы местного самоуправления. В мае 2005г. на рассмотрение парламента Индии внесен проект закона о развитии малого и среднего бизнеса (Small and Medium Enterprises Development Bill 2005); принято решение о повышении с 10 млн. инд. руп. (230 тыс. долл. США) до 50 млн. инд. руп. (1,15 млн. долл. США) инвестиционного лимита для предприятий малого предпринимательства в сфере производства фармацевтической продукции, а также 69 других наименований товаров, зарезервированных для производства на малых предприятиях.
Меры, предпринятые правительством Индии по развитию малого предпринимательства в 2004/5 фин. году, также охватывали:
- расширение перечня мер по содействию развитию малого и среднего бизнеса Индии, в т.ч. в области кредитования, совершенствования технологий, развития инфраструктуры;
- совершенствование нормативно-правовой базы, регулирующей вопросы малого предпринимательства;
- основание SIDBI Фонда предприятий малого и среднего бизнеса с капиталом 2,3 млрд. долл. США: 80% средств Фонда будут предоставлены предприятиям сектора по ставкам на 2% ниже устанавливаемых указанным банком;
- перечень изделий, предназначенных для производства исключительно в секторе малого бизнеса (605 наименований); RBI также увеличил лимит кредитования предприятий сектора со 115 млн. до 230 млн. долл. США.


Источник: http://www.travelstar.ru/img.php?imgid=325
Правительство Индии достигло определенных успехов в этих направлениях. В 2005г. крупнейшие мировые производители ПО, телекомоборудования и электронной техники (Intel, AMD, Microsoft, Cisco, Ericsson, Motorola, Siemens, Kyocera), объявили о намерении инвестировать в Индию 10 млрд. долл. США с целью создания производственных мощностей и открытия исследовательских центров. К 2013г. планируется привлечь в этот сектор экономики (очевидно, накопительным итогом) 22 млрд. долл. США.
Вопросами финансового обеспечения малого предпринимательства правительством Индии уполномочены заниматься, помимо SIDBI, Export-Import Bank (Эксимбанк), Rabo India Finance (Финансовая группа <Рабо>), а также коммерческие, региональные, с/х и кооперативные банки. Помимо перечисленных банков, финансированием малого предпринимательства занимается National Bank for Rural and Agriculture Development, Khadi and Village Industries Commission, National Small Industries. В систему поддержки малого предпринимательства входят также многочисленные институты, научные и технические центры, различные общественные организации, органы местного самоуправления. (Подробнее: http://www.rbi.org).
Внешнеторговая политика (FTP) на 2004-09гг., принятая в августе 2004г., определяет национальные внешнеэкономические приоритеты:

  • двукратное увеличение доли Индии в мировой торговле товарами, что увеличит ее долю в мировом экспорте с 0,82% до 2% к 2013г.;
  • освобождение от чрезмерного госконтроля, создание атмосферы доверия и открытости для ускоренного развития предпринимательства; сокращение бюрократических процедур и операционных издержек; сокращение или отмена экспортного налогообложения; создание условий для превращения Индии в мировой центр производства товаров, торговли и сферы услуг;
  • в соглашениях о свободной торговле, региональных торговых соглашениях и соглашениях о торговых преференциях, заключаемых Индией, исключаются обязательства, невыгодные для индийской стороны, вводятся условия, способствующие развитию отраслей индийской экономики;
  • особое внимание в ходе реализации FTP уделено специальным экономическим зонам (СЭЗ, более подробно http://www.india.ru/business/sez.shtml), создаваемым с целью развития производства, увеличения экспорта и формирования дополнительных рабочих мест. Деятельность основанных в СЭЗ производственных предприятий и предприятий сферы услуг нацелена на привлечение валютной выручки, передовых технологий и опыта;
  • разрешен импорт и закупка товаров без уплаты пошлин, срок освобождения от уплаты налога на прибыль составляет 10 лет с момента декларирования прибыли с возможностью его продления, освобождение от уплаты налога на услуги;
  • отменены импортные лицензии;
  • разрешение на репатриацию доходов от экспортной реализации в течение 12 месяцев;
  • беспрепятственный возврат импортированных недоброкачественных товаров; хранение валютных средств на банковских счетах в СКВ.

В 2005/20066 фин.г. вступили в силу закон о специальных экономических зонах 2005 (Special Economic Zones Act 2005) и правила СЭЗ 2006 (SEZ Rules 2006), в которых закреплен льготный режим и правила, регулирующие деятельность СЭЗ:

  • не менее 25% территории зоны должно быть использовано для производственной деятельности;
  • СЭЗ и предприятия должны соблюдать местные нормативные акты в отношении производственной деятельности, охраны труда и окружающей среды;
  • на территории зоны могут размещаться только предприятия, работающие по схеме СЭЗ.

Ежегодно правительство Индии принимает дополнения к FTP (Annual Supplements). В Дополнении №1 от 8 апреля 2005г. объявлено о внесении в FTP изменений и дополнений с исполнением в 2005/2006 фин.г. В документе определены направления развития таких ключевых секторов экономики как сельское хозяйство, производство ремесленных изделий, обработка драгоценных камней и ювелирных изделий, производство обуви, изделий из кожи.
С этой целью индийское правительство проводит курс на привлечение в отрасль частного (как национального, так и иностранного) капитала путем предоставления частным инвесторам ряда льгот, отмены лицензирования, включения отрасли в перечень приоритетных, отмены государственного регулирования цен и реализации продукции.
В Индии разработан и реализуется целый ряд государственных программ поддержки индийских экспортеров.
Программа содействия развитию маркетинга (Marketing Development Assistance Scheme, MDA) нацелена на оказание содействия компаниям в продвижении их товаров на международные рынки.
Программы содействия и стимулирования экспорта с/х продукции и продуктов аквакультуры (Incentives and Promotional Schemes for Agricultural Products & Aquaculture) осуществляются в рамках советов по различным видам товаров. Например, советов по развитию инфраструктуры, контролю качества, распространению информации, а также путем подписания торговых протоколов со странами-импортерами индийской с/х продукции (Китаем, Японией), стимулирования разведения и экспорта морепродуктов (в штатах Гуджарат, Махараштра и Орисса).
В январе 2006г. Комитет по экономическим вопросам (Cabinet Committee on Economic Affairs, CCEA) правительства Индии одобрил создание Национального счета страхования экспорта (National Export Insurance Account, NEIA), управление которым поручено Корпорации страхования экспортных кредитов (Export Credit Guarantee Corporation of India, ECGC).
Данный счет открыт для обеспечения страховых покрытий экспортных рисков в рамках реализации дорогостоящих проектов в объемах, превышающих возможности ECGC.
Правительство Индии осуществляет меры по совершенствованию внутренней инфраструктуры экспортных потоков, компьютеризации процесса таможенной очистки, созданию специальных экспортно-ориентированных комплексов перевозки грузов авиа -, ж/д и водным транспортом. С целью создания условий для беспрепятственного движения международных грузов учреждены два комитета: Постоянный комитет по содействию морскому экспорту (Standing Committee on Promotion of Exports by Sea, Scope-Shipping) и Постоянный комитет по содействию экспорту воздушным транспортом (Standing Committee on Promotion of Exports by Air, Scope-Air).
В свете перспектив реализации достигнутых в 2005/2006 фин.г. договоренностей между Индией и США о расширении ядерного сотрудничества, президент Индии Абдул Калам призвал атомное ведомство страны разработать план по доведению мощностей индийского парка АЭС с имеющихся 3,1 мвт до 50 гвт. к 2030г.
ПФ. Индийское отраслевое объединение The Sterlite приняло решение о строительстве в индийском штате Орисса металлургического завода производительностью 5 млн.т. проектной стоимостью 2,7 млрд. долл. США. Еще одно индийское отраслевое объединение Tata Group намеревается инвестировать 1,7 млрд. долл. США в строительство металлургического завода в Ориссе производительностью 6 млн.т.


Источник: http://krishna.35photo.ru/photo_32962/

Связь с Россией. В 2004/5 финансовом году российско-индийское торгово-экономическое сотрудничество в черной металлургии осуществлялось по линии оказания технического содействия силами российских специалистов, работающих в Индии, по контрактам ГПВО <Тяжпромэкспорт> (ТПЭ) на металлургических комбинатах государственного сектора:
- сталелитейной корпорации SAIL в г.г. Бхилаи, Роуркела, Дургапур и Бокаро;
- на металлургическом комбинате RINL в г. Визакхапатнам (Visakhapatnam Steel Plant).
Общий объем выполненных работ по техсодействию достиг 2,9 млн. долл. США, что является наивысшим показателем за несколько истекших лет.
Справочно. Основные индийские производители стали и стального проката: Steel Authority of India Limited (SAIL, www.sail.co.in); Rashtriya Ispat Nigam Limited (RINL), (Visakhapatnam Steel Plant); Tata Iron & Steel Company Ltd. (TISCO, www.tatasteel.com); Jindal Vijaynagar Steel Ltd. (JVSL); Jindal Iron & Steel Ltd. (JSPL, www.jindalsteel.com); Ispat Industries Ltd. (IIL, www.ispatgroup.com); Essar Steel Ltd. (ESL, www.essar.com).

По материалам Полпред (Россия) от 20.05.2012г.

Наши новости и издания

Март 2018
Начата работа над новой статьей А. Э. Баринова и М. Ю. Вересова, посвященная практике НФТ в разных странах мира, включая Австралию, Индонезию, Южную Корею, США, Великобританию и другие страны мира. Одновременно подходит к концу работа над совместной статьей А. Э. Баринова и О. В. Белой "О системах риск-менеджмента в области инвестиций и инвестиционных проектов в России: право, практика, перспективы". Статья будет завершена в конце этого года. и представлена в ряд российских и зарубежных экономических изданий.
 
Февраль 2018
Подготовлен черновой вариант книги А. Э. Баринова: "Прикладной риск-менеджмент при реализации инвестиционных проектов: право, практика, перспективы (PPP)". После авторской редакции книга будет представлена ряду российских и зарубежных издательств. Отдельные главы книги можно будет вскоре почитать в соответствующих разделах сайта.
 
Январь 2018
В журнале "Финансы и кредит" вышла статья А. Э. Баринова и М. Ю. Вересова "Об эффективности принимаемых на государственном уровне мер по внедрению новых финансовых технологий в систему экономического развития Российской Федерации". Статью можно почитать в одноименном журнале № 6, февральский выпуск.