Главная Мы предлагаем М.И.Л.И.Ф. Команда и контакты
 

§ Государственно-частное партнерство - в защиту интересов наших граждан (Министр труда и социальной защиты населения Республики Казахстан Бердибек Сапарбаев, Казинформ, 21.10.2012г.)

Государственно-частное партнерство - в защиту интересов наших граждан – Б.Сапарбаев

Казинформ

21 ноября 2011

Антикризисные меры Правительства Казахстана, безусловно, направлены в первую очередь на защиту социально уязвимых слоев населения. В чем конкретно это выражается и как это отразится на уровне жизни граждан страны - об этом в беседе нашего корреспондента с министром труда и социальной защиты населения Бердибеком Сапарбаевым.

- Бердибек Машбекович, оказывают ли влияние кризисные явления в финансовом секторе мира на простых казахстанцев, на их социальное самочувствие?

- Казахстан - это часть мировой экономики. Наша страна полноценный участник мировых экономических и, конечно же, финансовых процессов. И в этом качестве, безусловно, не ощущать тех кризисных явлений, которые происходят во всем мире, мы не можем. Но это вовсе не означает, что государство будет невозмутимо взирать на происходящее.

Президент страны четко обозначил, что, несмотря на существующие финансовые кризисные явления в мире, которые не могут не оказать своего влияния и на экономику Казахстана, ни один социальный проект не будет свернут, и все пункты Послания Главы государства к народу, направленные на дальнейшее улучшение социального самочувствия, будут полностью реализованы. Правительство, в свою очередь, выполняет все поручения Президента. Пенсии и пособия своевременно выплачиваются. К тому же государство выполнит все свои обязательства по повышению социальных выплат населению с 1 января 2012 года.

Принятие законов «О пенсионном обеспечении» и «О социальных услугах» позволит реализовать Послание Президента и осуществить повышение размеров пенсионных выплат в 2012 году в среднем на 25%. При этом, для смягчения последствий неравномерного повышения размеров пенсионных выплат, осуществленного в начале текущего года, пенсии будут повышены в зависимости от получаемой суммы. То есть - для пенсионеров, получающих пенсии в минимальном и среднем размерах повышение составит 30 %, а для пенсионеров, получающих пенсии в максимальном размере, повышение составит 22 %.

С 2012 года повысится и базовая пенсионная выплата. Ее размер составит 5388 тенге (рост в сравнении с 2011 годом - 12%). В результате минимальную пенсию в размере 15 263 тенге будут получать более 38 тыс. пенсионеров (это всего 2,4% от общей численности), средний размер - 22 493 тенге - будет выплачиваться более 1 млн. 300 тыс. человек (это - 80% пенсионеров), а вот обладателями максимальной пенсии в 32 121 тенге станут более 290 тыс. чел. (17,6% всех получателей). Я говорю об этом, потому что с каждым годом мы стремимся сократить число получающих минимальную пенсию и увеличить количество пенсионеров, которым выплачивается средний и максимальный размеры пенсионных выплат.

Законопроект предусматривает повышение дохода, принимаемого для исчисления пенсии, с 25-кратного до 28-кратного месячного расчетного показателя. Средства на эти цели в сумме 70,5 млрд. тенге предусмотрены в проекте республиканского бюджета на 2012-2014 годы. Так что, те обязательства, которые взяло государство на себя в плане социальной защиты граждан, особенно тех, что нуждаются в его поддержке, непременно будут выполнены. Кроме того, продолжается работа над введением в строй социальных объектов. Программа строительства 100 школ и 100 больниц, объявленная Президентом, продолжает реализовываться по его поручению. Вводятся в эксплуатацию объекты социальной реабилитации. Свежий пример - в ноябре месяце в Таразе был открыт новый центр реабилитации и адаптации инвалидов.

В рамках социального государственно-частного партнерства активно участвует в поддержке нуждающихся граждан и предпринимательство. В связи с удорожанием основных товаров первой необходимости для малообеспеченных слоев населения по всей стране открыто 129 социальных магазинов, 1681 торговая точка, 254 социальных аптеки, где можно приобрести товар по сниженным ценам.

Государство не забыло и о вкладчиках банков. Президент поручил Правительству поднять планку уровня гарантирования вкладов до 5 млн. тенге, что гарантирует сохранность 99% всех банковских сбережений населения.

17 млрд. тенге выделено государством на достройку проблемных домов, и до конца 2012 года все дольщики Казахстана, а это около 50 тыс. человек, получат свои квартиры. На общую сумму 10 млрд. тенге начнется кредитование малого и среднего бизнеса по специальной программе поддержки за счет собственных средств Фонда «Даму». 1 млрд. долл. США будет выделен в рамках стабилизационной программы в ближайшие 3 года на развитие агропродовольственной сферы. Словом, ни один вопрос, связанный с благосостоянием казахстанцев, не останется без внимания государства. Возможное влияние мирового финансового кризиса на нашу экономику Правительство всеми силами уменьшит. Глава государства распорядился на эти цели выделить из Национального фонда 15 млрд. долларов. Правительством принимаются и другие исчерпывающие меры.

- В то же время ведь есть проблема с крупными промышленными компаниями Казахстана? Имеются в виду сокращения работников в связи с уменьшением объема производства. Одними из первых заявили о высвобождении работников менеджеры «Арселлор Миттала»…

- Действительно, вопрос вынужденного высвобождения специалистов, особенно в компаниях, ориентированных на внешний рынок, в условиях мирового финансового кризиса один из неизбежно возникающих. Понятно, что в условиях рынка компания, чья продукция начинает избыточно складироваться ввиду отсутствия или уменьшения заказа от потребителя за рубежом, который в свою очередь испытывает финансовые трудности, становится перед вопросом сокращения темпов и объемов производства, а, следовательно, и вынужденного высвобождения части работников. Однако как государственный орган, мы в этой ситуации всецело на защите прав работника. Влияние такой ситуации на гражданина нашей страны, работающего в такой компании, мы обязаны свести к минимуму. И возможности для этого нам даёт наше трудовое законодательство.

Это такие меры как:

- право работодателя с учетом мнения представителей работников вводить режим неполного рабочего времени, позволяющий обеспечить занятостью весь трудовой коллектив (статья 48 Трудового Кодекса);

- в случае простоя по причинам экономического, производственного или иного характера, закон предусматривает оплату за время простоя не менее 50% от заработной платы (статья 133 ТК);

- также в случае простоя работодатель имеет право временно переводить работника на другую работу с выплатой не менее двух третей среднемесячной заработной платы по прежней работе (статья 44 ТК).

В случае же фактического сокращения численности работодатель обязан предоставлять в органы занятости информацию о предстоящем высвобождении работников в связи с сокращением численности не менее чем за один месяц до начала высвобождения с целью принятия соответствующих мер.

- Вы считаете, что этих мер достаточно?

- Помимо законодательно регулируемых мер противостояния возможным сокращениям рабочих мест ведется работа по обеспечению применения социально-трудовых обязательств, взятых в рамках трехсторонних и отраслевых соглашений социального партнерства, коллективных договоров, заключенных ранее инвестиционных контрактов. Эффективность применения таких мер зависит от согласованных и выверенных действий всех сторон: исполнительной власти, работодателей и работников.

- А насколько широко распространена такая форма социально-партнёрских отношений?

- На сегодня заключены 22 отраслевых соглашения, 16 региональных на уровне области и 171 на уровне городов и районов, согласно которым работодатели взяли обязательства по обеспечению занятости, профессиональной подготовке работников и соблюдению трудового законодательства. В течение этого года существенно активизировалось заключение коллективных договоров. По состоянию на 1 ноября т.г. число коллективных договоров достигло 36172, что составляет 24,0 процента от общего количества действующих предприятий. С начала года их число возросло на 89% (дополнительно заключено 17027 договоров). А ведь коллективный договор - это документ, предусмотренный в Трудовом Кодексе как защищающий в первую очередь права работников.

С целью минимизации социальных последствий при возникновении экономических рисков, Министерством, в соответствии с поручением Премьер-министра, был подготовлен проект Меморандума о взаимном сотрудничестве по обеспечению трудовых прав работников. Этот документ был согласован с акиматами всех областей и городов Астана и Алматы, Федерацией профсоюзов Республики Казахстан и Национальной экономической палатой «Союз Атамекен». Сегодня по всей стране идёт процесс заключения таких меморандумов между работодателями (компаниями), Министерством труда и социальной защиты населения, акиматами и объединениями работников или трудовыми коллективами.

Стороны документально скрепляют стремление максимально снизить влияние внешних финансово-экономических факторов на работников, сохраняя трудовой коллектив, привлекая на другие участки работы высвобождающихся специалистов. Работодатели принимают на себя обязательства по максимальному использованию возможных мер, предусмотренных трудовым законодательством, о которых я говорил, при наступлении ситуаций, приводящих к высвобождению работников.

На сегодня по стране со 103 предприятиями заключены меморандумы по обеспечению социально-трудовых прав работников. Среди них такие компании как АО «ССГПО», ТОО «Арселор Миттал Темиртау», ТОО «Казахмыс», АО «Казцинк», АО «Устькаменогорский титано-магниевый комбинат», АО «Ульбинский МетЗавод», филиал ТОО «Казахмыс», АО «Азия-авто», ТОО «Казфосфат», АО «Имсталькон», АО «ЖамбылГипс» и ТОО «Таразский металлургический завод» и другие.

- То есть такие меморандумы будут заключаться с каждым казахстанским предприятием?

- Меморандумы заключаются не только напрямую с крупными предприятиями, но и с представителями работодателей. В семи регионах страны подписаны Меморандумы о взаимном сотрудничестве между Министерством труда и социальной защиты населения РК, акимом области и объединениями работодателей, в частности «Союзом «Атамекен», и работников. И этот процесс продолжается.

- А какова роль власти в этом процессе?

- Минтруда ведет тщательный мониторинг на предприятиях страны на предмет состояния производственного процесса, численности работающих, возможных причин сокращения работников, а также ситуации с возможным нарушением прав работников компаний. То есть мы отслеживаем через все наши региональные структуры, совместно с местной исполнительной властью своевременность выплаты заработной платы, соблюдение законодательства в случае вынужденного высвобождения работников в смысле реализации всех их прав, гарантированных законом. Анализ показывает, что по сравнению с таким же периодом прошлого года из 156 крупных предприятий (с числом работающих более 500 человек), охваченных мониторингом по всем регионам страны, на 31 предприятии наблюдается снижение объемов производственной продукции. Но только в 11 предприятиях снижение объемов производства привело к уменьшению списочного (числящегося) количества работников на 50 и более человек по сравнению с началом года. Вместе с тем наш Информационно-аналитический центр по проблемам занятости обладает обширной базой данных вакансий и необходимых специальностей по стране. И эта информация сейчас чаще обновляется и доступна в «онлайн-режиме» всем гражданам. Этот же центр министерства тесно работает с управлениями занятости и координации социальных программ акиматов во всех регионах.

Совместно с местными исполнительными органами сегодня заранее на основе изучения рынка труда и рабочих мест организуются возможности использования (перевода) высвобождающихся работников на работы в других отраслях (строительстве, ремонте дорог, на перерабатывающих предприятиях, сельскохозяйственных и сезонных работах). Для этого мы используем наши межрегиональные возможности: через базу данных вакансий ИАЦ Министерства, куда стекаются сведения о вакансиях в установленном порядке.

Согласно учету и анализу, проводимому ИАЦ, по состоянию на 14 ноября 2011 года число всех предприятий в республике, полностью или частично приостановивших производство составило 121. Общая численность работников на них 71849 человек. Из этого числа частично заняты 15713 (21,9%), в том числе заняты неполный рабочий день 2804 (17,8%) и находятся в вынужденных отпусках 12837 (81,7%). Вся эта информация помогает нам отслеживать ситуацию так сказать «в режиме реального времени». И мы как государственный орган будем применять все имеющиеся законодательные рычаги и государственно-частное партнерство для защиты интересов наших граждан и сведения возможных рисков к минимуму.

- Спасибо за исчерпывающие ответы.

Наши новости и издания

Март 2018
Начата работа над новой статьей А. Э. Баринова и М. Ю. Вересова, посвященная практике НФТ в разных странах мира, включая Австралию, Индонезию, Южную Корею, США, Великобританию и другие страны мира. Одновременно подходит к концу работа над совместной статьей А. Э. Баринова и О. В. Белой "О системах риск-менеджмента в области инвестиций и инвестиционных проектов в России: право, практика, перспективы". Статья будет завершена в конце этого года. и представлена в ряд российских и зарубежных экономических изданий.
 
Февраль 2018
Подготовлен черновой вариант книги А. Э. Баринова: "Прикладной риск-менеджмент при реализации инвестиционных проектов: право, практика, перспективы (PPP)". После авторской редакции книга будет представлена ряду российских и зарубежных издательств. Отдельные главы книги можно будет вскоре почитать в соответствующих разделах сайта.
 
Январь 2018
В журнале "Финансы и кредит" вышла статья А. Э. Баринова и М. Ю. Вересова "Об эффективности принимаемых на государственном уровне мер по внедрению новых финансовых технологий в систему экономического развития Российской Федерации". Статью можно почитать в одноименном журнале № 6, февральский выпуск.