ЗАЛОГ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ.
ГЛЕБ СОБОЛЕВ
15 сентября 2011
Единая Россия
В ходе недавнего совещания по вопросам развития науки и образования глава правительства РФ Владимир Путин сообщил, что на реализацию федеральных целевых программ, предусматривающих внедрение высоких технологий в 2011-2013 годах будет выделено более 600 миллиардов рублей.
"Такие деньги на эти цели не выделялись никогда, - особо подчеркнул Владимир Путин. - Напомню также, что мы утвердили пятилетнюю программу фундаментальных научных исследований стоимостью 250 миллиардов рублей. Она должна привести к существенному росту потенциала отечественной науки, ее конкурентоспособности. И, конечно, в разы увеличить эффективность использования достижений науки в интересах социально-экономического развития и укрепления безопасности страны".
На правительственном совещании отмечалось также, что одним из важных направлений в этой работе должно стать дальнейшее развитие в стране микроэлектроники, организованное "Единой Россией" в рамках партийного проекта "Фабрика мысли", который принимает все более широкие масштабы. "И у наших ученых, и у отечественной промышленности уже есть высокий уровень понимания того, что можно и нужно делать в этой сфере, - считает заместитель руководителя фракции "Единая Россия" в Госдуме Андрей Кокошин.
- На сегодня это один из самых быстрорастущих отечественных рынков: за 2006 год темпы роста радиоэлектронного комплекса составили 24%, а в 2010 году - 37%. Ожидается, что уже через пять лет объем продаж конкурентоспособных изделий электронной компонентной базы и радиоэлектронной продукции достигнет 130 миллиардов рублей, а в 2015 году он увеличится еще в два с половиной раза".
Эти цифры Кокошин привел на рабочем совещании в Госдуме. При этом он не сомневается, что в стране уже появились менеджеры, способные заниматься развитием таких технологий высшего уровня, каковой является самая современная микроэлектроника. "Есть и ряд научно-технических достижений высокого уровня, - добавил Андрей Афанасьевич, - в числе которых выделяется создание и полномасштабное тестирование в России высокопроизводительного микропроцессора "Эльбрус".
Кокошин отметил, что партией и фракцией "Единая Россия" будет направлен в правительство ряд конкретных предложений о роли микроэлектроники в Стратегии-2020, которые готовятся на основе разработок ведущих российских экспертов, ученых, представителей промышленности, бизнеса, профильных ведомств исполнительной власти. Один из ключевых вопросов, считает Кокошин, - это принятие государством адекватных мер по формированию внутреннего рынка именно для отечественной продукции этого рода. "А вообще ускоренное развитие микроэлектроники, - резюмировал Андрей Афанасьевич, - это один из важнейших элементов той программы импортозамещения, которую мы обязательно должны иметь в новых, более сложных политических условиях для развития современных наукоемких производств в России. Именно она призвана обеспечить наш реальный суверенитет и нашу национальную безопасность".
Возвращаясь к реализации федеральных целевых программ в области науки, необходимо отметить, что здесь даже сильнейшим научным коллективам порой не до конца ясны правила участия в государственно-частном партнерстве. "Все дело в том, что условия целевых программ Федерального агентства по науке и инновациям трактуются по-разному, - поясняет профессор Высшей школы экономики Иван Родионов. - Не секрет, что разговор о государственно-частном партнерстве в научном секторе идет непросто. Наш трехлетний опыт реализации федеральных целевых программ в области приоритетных направлений развития науки всех вопросов, к сожалению, не снимает. К примеру, до сих пор немало споров возникает вокруг грантов Минобрнауки. Поэтому сразу же хочу сообщить: такого механизма финансирования, как "грант Минобрнауки", не существует. Есть конкурсы федеральной целевой программы "Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2010-2015 годы". Роснаука финансирует прикладные исследования и потому предусматривает в условиях конкурсов конкретные требования к конечному результату. О грантах же правомерно говорить применительно к фундаментальным исследованиям, которые Роснаука не может финансировать по статусу - это прерогатива РАН. К сожалению, ученые часто не видят разницы между этими терминами".
Не менее важно прояснить ситуацию и с госзакупками. Здесь нужно понимать, что все они проводятся в строгом соответствии с законодательством, которое, к сожалению, совершенно не учитывает особенностей научной деятельности. "Менять законы необходимо, и такая работа ведется, - продолжает Иван Родионов, - но до желаемых изменений необходимо либо придерживаться существующих правил, либо не участвовать в конкурсах. Именно поэтому все временные интервалы между объявлением конкурса и заключением контракта с победителем жестко регламентированы".
Многие научные коллективы жалуются на задержки финансирования. Например, серьезнейшая проблема для двух-, трехлетних контрактов - задержка выплат в начале календарного года - рождена механизмом всего бюджетного процесса, изменить который очень непросто. Единственной альтернативой такой ситуации может стать качественное планирование внебюджетного софинансирования, которое предусмотрено почти во всех договорах. Естественно, что Роснаука заинтересована в поддержке качественных исследований и дальнейшей коммерциализации их результатов. Другое дело, что результаты, полученные за счет государственного финансирования на тех или иных условиях, могут и должны быть доступны всем желающим.
"На мой взгляд, должна быть выработана подробная национальная программа развития инновационной экономики, - предлагает руководитель Инновационного агентства РАН, доктор физико-математических наук Сергей Цыганов. - В том числе в отраслевом и региональном разрезах, где будет прописано, какие конкретно задачи берет на себя государство, какие - бизнес, какие ресурсы будут вложены, что будет получено на каждом этапе реализации и на выходе в целом".
По словам Цыганова, те проблемы, о которых сейчас так много говорится, всегда предусматривают несколько вариантов решения. Это зависит, во-первых, от ресурсов страны, они же всегда ограничены, поэтому надо четко представлять, какими резервами располагают государство, общество и бизнес. И, во-вторых, нет ничего страшного в том, когда один из этапов решения той или иной задачи может завершиться неудачей. В этом случае программа должна предусматривать альтернативные варианты, другие направления дальнейшего движения. "Как только эта программа будет сформирована, - подводит итог Сергей Цыганов, - ей необходимо придать форму обязательного документа, в первую очередь для государства. Это может быть либо постановление правительства, что не всегда работает, либо, что лучше, соответствующий закон, принятый Думой, под исполнение которого государство затем закладывает соответствующий бюджет".
|