Главная Мы предлагаем М.И.Л.И.Ф. Команда и контакты
 

§ Перезагрузка собственника (Российская газета, 1 сентября 2011г.)

Перезагрузка собственника

1 сентября 2011

Российская газета

Конкуренция в транспортной сфере - залог ее развития

Судя по всему, у государства есть самые серьезные намерения покончить с одной из главных бед России. Объем средств, выделяемых из бюджета на модернизацию транспортной инфраструктуры (где помимо дорог инвестиций ждут вокзалы, аэропорты, терминалы), растет год от года. Настал черед и частных инвесторов. Аналитики утверждают, что от их активности, а также за счет внедрения самых современных форм партнерства частника и государства транспортная сеть страны сможет измениться самым коренным образом.

Работа над повышением привлекательности транспортного комплекса для частных инвестиций ведется по трем "фронтам": министерством транспорта, министерством экономического развития и торговли и минфином. Предполагается, что будут задействованы такие финансовые механизмы, которые уже зарекомендовали себя в мировой практике.

В минтрансе не скрывают, что негосударственные инвестиции по большей части будут привлекаться для строительства платных участков автомагистралей. О своем желании участвовать в строительстве автомобильных дорог в России уже заявили испанцы, итальянцы, португальцы и французы. А вот аэропорты, несмотря на огромный потенциал гражданской авиации в России, пока остаются малопривлекательными объектами с точки зрения инвестиций для иностранных компаний. И все же примеры удачного партнерства государства и частного предпринимательства есть.

Как "развязать" авиационный узел

По словам министра транспорта Игоря Левитина, правительство обещает определенные налоговые послабления компаниям, заинтересовавшимся объектами инфраструктуры аэропортов. В первую очередь речь идет о налоге на землю взлетно-посадочной полосы. Рядовой пассажир знает об этом налоге не понаслышке - он закладывается (автоматически увеличивая) в стоимость билета. И нет сомнений, что уменьшение налога благоприятно скажется на конкурентоспособности отрасли и привлечении частных инвестиций.

Стоит пояснить, что взлетно-посадочные полосы, рулежные дорожки и иная аэродромная инфраструктура находятся в ведении государства. Правда, все это может передаваться на определенных условиях частным структурам на долгий срок, в концессию.

На все 100 процентов могут быть частными аэропорты. Достойный пример тому Сочи - город-курорт, столица будущих зимних Олимпийских игр - имеет свой частный аэропорт.

И пример трех крупнейших транспортных центров страны - Шереметьево, Домодедово и Внуково (в них вложено около 50 млрд "частных" рублей) - доказывает, что бизнес готов вкладывать деньги в строительство, придерживаясь оптимального режима финансирования - 50 на 50. К примеру, госбюджет выделяет на развитие инфраструктур аэропорта, а частный инвестор - для строительства новых терминалов.

- Как показал опыт реконструкции московского авиационного узла, конкуренция - это среда, которая заставляет бизнес вкладывать свои деньги, - заявил президент национальной ассоциации транспортников Петр Давыдов. - Но пока не во всех регионах бизнес готов идти на участие в подобных проектах. Обнадеживает, что у нас в стране на всех направлениях есть солидный пассажиропоток, который делает строительство аэропортов привлекательным.

Есть все основания предполагать, что помимо Москвы подобная система финансирования может заработать в Санкт-Петербурге, там объявлен конкурс на реконструкцию Пулково, а также в Новосибирске (аэропорт Толмачево) и в Екатеринбурге, (Кольцово).

Помимо всего прочего, в Свердловской области и в целом в Уральском федеральном округе, в отличие от других, существуют хорошие перспективы для развития малой авиации со стороны частного бизнеса. Для чего, собственно, Кольцово вскоре станет настоящим (по всем общеевропейским меркам) аэропортом-хабом (транспортным узлом).

Кстати, помимо аэропорта, Екатеринбург сегодня интересен транспортникам еще и своим контейнерным терминалом Евро-Азиатского международного транспортно-логистического центра (ТЛЦ). Надо сказать, что терминал - это первый объект из двадцати, входящих в состав будущего ТЛЦ, строительство которого ведется в рамках федеральной целевой программы "Развития транспортной инфраструктуры России на период 2013-2015 годов".

Заметим, что ФЦП и базируется на таких вот конкретных проектах. В минтрансе отмечают, что у программы нет единого финансирования, выделенного "на все про все", а есть конкретные объекты, необходимые регионам России и конкретным хозяйствующим субъектам.

Пока наши реки "запущены"

Представители бизнеса Турции, Японии и Китая не скрывают свой интерес к нашим морским портам, финансирование которых сегодня на 80 процентов идет за счет частного инвестора. За счет частных вложений развиваются порты Новороссийска, Туапсе, Санкт-Петербурга и городов Дальнего Востока.

Предполагается, что в результате реализации транспортной стратегии к 2020 году мощности портовой инфраструктуры позволят обеспечивать до 85 процентов внешнеторговых операций в стране (для сравнения: в 2003 году их объем составлял 75 процентов). Помимо этого возрастет на 15-20 процентов скорость грузового сообщения, а в основных международных транспортных коридорах и на 20-30. По самым скромным подсчетам, транзитные перевозки через территорию России увеличатся до рекордных объемов - до 60-70 миллионов тонн в год, что будет приносить казне более 2 миллиардов долларов ежегодно.

Необходимость серьезного наращивания ресурсов портовых структур прекрасно понимают в регионах, имеющих свои морские и речные ворота.

- Нам сегодня необходимо значительно увеличить мощности по обработке контейнеров во всех российских портах, - считает губернатор Красноярского края Александр Хлопонин. - Сейчас она почти в 30 раз меньше среднеевропейской. В срочном порядке требуется усиливать подходы к погранпереходам и морским портам на западе, юге и востоке страны. Необходимо повысить безопасность перевозок и упростить правила таможенного оформления транзитных грузов.

Без всего этого частный инвестор пока не горит желанием работать на внутренних водных путях. И все 100 процентов расходов придется покрывать из госбюджета.

- Пока условий для привлечения инвестиций здесь не создано, наши реки сильно "запущены", - объяснил министр транспорта Игорь Левитин, - поэтому здесь государству необходимо сделать первые шаги. Прежде всего убрать все узкие места, отремонтировать гидросооружения, а с 2015 года привлекать частные инвестиции для развития инфраструктуры. Например, для строительства вторых камер в шлюзах, чтобы убрать очереди и сделать движение двусторонним, как на автомобильной дороге.

По словам министра, тогда скорость движения на внутренних водных путях возрастет сразу в несколько раз.

Системные проблемы сферы

Емкость рынка частных инвестиций в развитие транспортной инфраструктуры России оценивается сегодня в $20 миллиардов в год. Дефицит частных инвестиций в транспортный сектор страны составляет около $10 миллиардов в год. Эксперты констатируют: в настоящий момент проектов, реализуемых на принципах государственно-частного партнерства, в России недостаточно. В дорожном хозяйстве все расходы по содержанию и развитию дорожной сети сегодня ложатся исключительно на бюджет. Основные проблемы: высокая капиталоемкость, длительные сроки окупаемости инфраструктурных проектов, неразвитость внутренних финансовых и фондовых рынков, отсутствие конституционного законодательства, а также практика предоставления налоговых льгот и преференций для инвесторов.

В числе нерешенных проблем транспортной сферы сегодняшнего дня (проблем системных, стоит заметить) эксперты также называют недостаточное использование имеющегося транзитного потенциала страны, ее выгодного географического положения. Экономисты указывают на большие показатели упущенной выгоды. Скорость доставки грузов никак не соответствует уровню, существующему в развитых странах мира. Эффективность системы грузоперевозок пока не отвечает рыночным условиям.

Причины этих проблем идут в первую очередь от объективных факторов - большие расстояния и сложные природные условия России. Эти факторы приводят к достаточно высокой доле транспортных затрат в себестоимости продукции - 15-20 процентов (против 7-8 процентов в странах развитой рыночной экономики). Продолжают оставаться низкими качественные показатели перевозок, также невысок и уровень сервисного обслуживания клиентуры. Во всех отраслях транспортного комплекса сохраняются тенденции старения основных фондов. Существуют значительные региональные несоответствия в развитии транспортной сети. Помимо этого недостаточен технический и технологический уровень самих транспортных систем, высок уровень нагрузки транспорта на окружающую среду.

Лариса Даньшина

корреспондент "РГ"

комментарий

Петр Давыдов,

президент национальной ассоциации транспортников:

- Сегодня малый бизнес в транспортной инфраструктуре наиболее полно представлен в секторе пассажирских перевозок. И строительство силами частников автостанций, ремонтных мест для своих же маршрутных такси - вопрос времени. Убрать конкурентность из этой сферы нельзя даже при очень большом желании, а она и является залогом развития. Помимо этого скорость оборота денежных средств в пассажирских перевозках наиболее высока. К тому же здесь возможна точечная привлекательность инвестиций.

Наши новости и издания

Март 2018
Начата работа над новой статьей А. Э. Баринова и М. Ю. Вересова, посвященная практике НФТ в разных странах мира, включая Австралию, Индонезию, Южную Корею, США, Великобританию и другие страны мира. Одновременно подходит к концу работа над совместной статьей А. Э. Баринова и О. В. Белой "О системах риск-менеджмента в области инвестиций и инвестиционных проектов в России: право, практика, перспективы". Статья будет завершена в конце этого года. и представлена в ряд российских и зарубежных экономических изданий.
 
Февраль 2018
Подготовлен черновой вариант книги А. Э. Баринова: "Прикладной риск-менеджмент при реализации инвестиционных проектов: право, практика, перспективы (PPP)". После авторской редакции книга будет представлена ряду российских и зарубежных издательств. Отдельные главы книги можно будет вскоре почитать в соответствующих разделах сайта.
 
Январь 2018
В журнале "Финансы и кредит" вышла статья А. Э. Баринова и М. Ю. Вересова "Об эффективности принимаемых на государственном уровне мер по внедрению новых финансовых технологий в систему экономического развития Российской Федерации". Статью можно почитать в одноименном журнале № 6, февральский выпуск.