Главная Мы предлагаем М.И.Л.И.Ф. Команда и контакты
 

§ Инвестицией об шпалу (Компания (Россия), 20 октября 2011г.)

Инвестицией об шпалу

Текст Максим Логвинов

20 октября 2011

Компания (Россия)

Как оказалось, купленная недавно РЖД группа компаний "КИТ Финанс" - это далеко не единственный проект железнодорожников, который планируется использовать для реализации инвестпрограммы стоимостью почти в 1 трлн рублей в год. Несколькими месяцами ранее монополия планировала доверить финансирование инфраструктурных проектов мало кому известной и существовавшей до последнего времени исключительно "на бумаге" компании "КРП-Инвест".

Еще летом ОАО "Российские железные дороги" начало формировать штатное расписание своего нового инвестиционного подразделения, которое создавалось в рамках "дочки" "КРП-Инвест", рассказал "Ко" источник в РЖД. "Мы давно вынашиваем планы по созданию собственного инфраструктурного фонда. "КРП-Инвест" - это компания, доставшаяся нам еще от Министерства путей сообщения и являющаяся 100-процентной "дочкой" РЖД, - признались в железнодорожной монополии. - Изначально она создавалась именно для этих (инвестиционных. - Прим. "Ко") целей". Действительно, компания была создана в 2001 году, задолго до преобразования МПС в акционерное общество. Правда, тогда основной ее функцией были вовсе не инвестиции, как утверждает представитель РЖД, а организация капитального ремонта подвижного состава. Даже аббревиатура КРП происходит от фразы "капитальный ремонт с продлением срока службы". Как бы то ни было, но именно эту компанию в РЖД выбрали для создания инфраструктурного фонда железных дорог. По словам источника в РЖД, до последнего времени она была фактически "пустышкой" и не вела практически никакой оперативной деятельности, но ее решено было "реанимировать", переписав устав и определив новые направления работы. "В настоящий момент рассматривается возможность создания инфраструктурного фонда на базе этой компании", - признал официальный представитель РЖД. Подробности он раскрывать не стал, при этом сослался на то, что принятие окончательного решения относительно компании "КРП-Инвест" затягивается "в связи с последними событиями на финансовых рынках". "Действительно, планы корректируются, но никто пока отменять их не собирается, могут быть сокращены объемы финансирования, но в целом объемы инвестпрограммы остаются близкими к первоначально заявленным, и "КРП-Инвест", скорее всего, будет принимать участие в реализации этих планов", - заявил на условиях анонимности другой источник в РЖД.

"Формирование подобной единицы целесообразно, потому что это действительно необходимо РЖД, а то, что это пришлось на кризис - всего лишь совпадение, - говорит ведущий эксперт УК "Финам Менеджмент" Дмитрий Баранов. - Считаю, что из-за кризиса РЖД может увеличить свою долю в создаваемой компании, а меньшую отдать сторонним инвесторам. Например, 70% будет принадлежать РЖД, а 30% - другим инвесторам". Возможность передачи (продажи) части акций сторонним инвесторам в РЖД не исключали еще в 2006 году, правда, тогда речь о создании на базе "КРП-Инвест" инфраструктурного фонда еще не шла. "Формирование специализированной "дочки" для привлечения инвестиций мне кажется разумным. Это может быть специализированная группа профессионалов, формирующих проекты и выстраивающих отношения с инвесторами под брендом РЖД и с репутацией РЖД", - говорит вице-президент ОАО "АКБ "Пробизнесбанк" Павел Бусыгин. Официальный представитель железнодорожной монополии обсуждать штатную структуру и новые функции "КРП-Инвест" не стал. Источник "Ко" отметил лишь, что первоначально речь шла об инвестиционных проектах, общая стоимость которых превышает $20 млрд. Он также подтвердил предположение Павла Бусыгина относительно того, что штат компании станет небольшой, и работать "КРП-Инвест" будет, в первую очередь опираясь на бренд РЖД.

Безработная "дочка"

Однако как только было принято решение относительно перепрофилирования компании "КРП-Инвест" и создания на ее базе инфраструктурного фонда, начались серьезные проблемы на финансовых рынках. ОАО "Российские железные дороги" вынуждено было пересмотреть объемы запланированной инвестпрограммы. Как пояснили в пресс-службе РЖД, речь идет об изменениях в инвестпрограмме, которые совет директоров, как ожидается, утвердит в конце октября. Две недели назад их анонсировал президент РЖД Владимир Якунин. "Учитывая финансовую ситуацию в России, мы вынужденно притормозим некоторые новые проекты, связанные с крупными инвестициями. По предварительным оценкам, сокращение инвестпрограммы на 2012-й и 2013 год составит 100 - 110 млрд рублей в год, то есть 10 - 15%", - заявил он. Напомним, что ранее инвестпрограмма предусматривала затраты в размере более 900 млрд рублей. Несомненно, данные коррективы скажутся на объемах средств, которые планируется выделить на проекты, реализуемые с участием "КРП-Инвест", полагают эксперты.

Второй проблемой, которая, судя по всему, возникла на пути создания собственного инфраструктурного фонда весьма неожиданно, является покупка группы компаний "КИТ Финанс". Очевидно, что данное решение носило скорее политический, нежели экономический характер, однако новым активам в структурах РЖД быстро нашлось применение: по словам Владимира Якунина, монополия остро нуждается в крупном подразделении для финансирования своей инвестпрограммы и проведения сделок с активами. Именно таким структурным подразделением и должен стать "КИТ Финанс", считают в РЖД. Что же касается компании "КРП-Инвест", структура которой уже начала формироваться, то и эта "дочка" без работы не останется, уверяет источник в железнодорожной монополии. Он не исключает, что "КРП-Инвест" может сосредоточить усилия в первую очередь не на привлечении средств и вложении их в инфраструктуру, а на сделках слияний-поглощений, выводе различных дочерних предприятий РЖД на открытые рынки капитала и взаимодействии с иностранными партнерами. "В любом случае работы хватит всем, ведь инфраструктурных активов, требующих модернизации, да вообще создания с нуля у монополии достаточно много", - полагает источник.

Кризис помог

С одной стороны, кризис сокращает объемы инвестиционной программы РЖД, но с другой - может позволить монополии приобрести достаточно привлекательные активы задешево, полагают эксперты. Под давлением кризиса ликвидности многие мелкие предприятия столкнулись с препятствиями и сложностями привлечения финансовых ресурсов и соответственно с резким снижением ожидаемых темпов роста, их стоимость значительно упала, и их приобретение стало представлять повышенный интерес для более стабильных крупных игроков, способных реабилитировать сложившуюся ситуацию. "РЖД сейчас имеет возможность по гораздо более низкой цене приобрести подобные активы и в дальнейшем либо модернизировать и развивать их, либо позже перепродать, получив прибыль", - полагает аналитик ИК "Файненшл Бридж" Екатерина Лощакова.

Однако основным направлением деятельности "КРП-Инвест", по мнению экспертов, все же будет обслуживание текущих инвестиционных потребностей РЖД. "РЖД является гигантским холдингом с множеством собственных непрофильных активов. Наиболее вероятно, что первыми проектами инвесткомпании станет развитие собственных непрофильных активов РЖД", - считает начальник управления инвестиционных проектов Москоммерцбанка Владимир Бушуев. В первую очередь это колоссальные земельные участки, находящиеся в пользовании РЖД: вокзалы, привокзальные площади, станции, ремонтные базы, зона отчуждения путей и так далее. Причем необходимо отметить, что многие земельные участки находятся в районах с высокой стоимостью недвижимости. На этих земельных участках возможно создание многофункциональных торговых, административных, культурных, гостиничных, спортивных и прочих комплексов. "Наиболее привлекательными, особенно на фоне кризиса, выглядят проекты, заказчиком или соинвестором в которых выступает государство. Это проекты по строительству мостов, дорог и тоннелей", - добавляет аналитик ИГ "Капиталъ" Иван Завадский. Официальный представитель РЖД не стал комментировать, в какие проекты "КРП-Инвест" может начать вкладывать деньги в первую очередь.

Между тем проектов, требующих привлечения стороннего финансирования, у РЖД довольно много. Стоит вспомнить хотя бы проект по обновлению железнодорожной ветки Хасан (Россия) - Раджин (Северная Корея) и строительству контейнерного терминала в порту Раджин. Вложения в обновление участка железной дороги Туманган - Раджин и строительство терминала составят, по предварительным расчетам, более 5 млрд рублей. Начало его реализации намечено уже на зиму текущего года. Еще одним капиталоемким проектом является перенос мощностей Московского завода по модернизации и строительству вагонов имени Войтовича за пределы столицы. Планируется, что предприятие переедет на площади Тамбовского вагоноремонтного завода (ТВРЗ), на освободившихся территориях планируется возведение крупного девелоперского проекта. Общая стоимость реализации плана по переносу производственных мощностей составляет порядка 5 млрд рублей.

Откуда дровишки?

В условиях продолжающегося финансового кризиса наиболее интересным вопросом является следующий: "Кто же сейчас даст деньги на реализацию столь масштабных и дорогих проектов?" Официальный представитель РЖД и на этот раз воздержался от комментариев. Источник "Ко" в монополии сказал, что ранее, еще до кризиса, планировалось привлекать в качестве соинвесторов крупные иностранные финансовые структуры, но, что будет сейчас, сказать затруднился. "У РЖД существует громадная инвестиционная программа. Глава РЖД заявлял о целях замены подвижного состава в ближайшие годы - это требует колоссальных инвестиций. Кроме того, строительство скоростных железнодорожных трасс - по аналогу, например, французских - могло бы также потребовать колоссальных инвестиций и быть равно востребованным с учетом размеров России", - отмечает Павел Бусыгин из ОАО "АКБ "Пробизнесбанк". Но подобные проекты вряд ли могут быть очень рентабельны, считает эксперт. Соответственно наиболее логичными инвесторами для них являются государство и банки развития. Возможно, подобные проекты могли бы быть интересны для крупных международных инвестиционных институтов типа IFC, ЕБРР, Всемирного банка, специализированных национальных и международных банков развития. Долю участия в подобных проектах могли бы получить и пенсионные фонды, если бы им было разрешено инвестировать туда. "Основную часть средств для вложений в проекты будет давать РЖД, а остальное - инвесторы. Хотя если рентабельность проектов будет высокой, то РЖД может разрешить инвесторам вкладывать туда больше средств", - добавляет Дмитрий Баранов из УК "Финам Менеджмент".

"Формирование инвесткомпании - процесс длительный, создать ее быстро с нуля - очень трудная задача. Скорее всего, можно ожидать начала реализации конкретных проектов не ранее чем через год", - считает Владимир Бушуев из Москоммерцбанка. Эту информацию подтвердил "Ко" и источник в РЖД: "Реализация первых проектов начнется не ранее второй декады следующего года, причем, скорее всего, это будут сначала консалтинговые проекты", - полагает источник. В перспективе через 2 - 3 года можно ожидать участия "КРП-Инвест" в процессе вывода дочерних подразделений РЖД на IPO и продаже непрофильных активов. Что касается продажи акций самой монополии, то этот проект в лучшем случае ориентирован на среднесрочную перспективу и, учитывая нынешнюю ситуацию на финансовых рынках, а также необходимость длительной подготовки, вряд ли будет реализован в ближайшие 5 лет.

Наши новости и издания

Март 2018
Начата работа над новой статьей А. Э. Баринова и М. Ю. Вересова, посвященная практике НФТ в разных странах мира, включая Австралию, Индонезию, Южную Корею, США, Великобританию и другие страны мира. Одновременно подходит к концу работа над совместной статьей А. Э. Баринова и О. В. Белой "О системах риск-менеджмента в области инвестиций и инвестиционных проектов в России: право, практика, перспективы". Статья будет завершена в конце этого года. и представлена в ряд российских и зарубежных экономических изданий.
 
Февраль 2018
Подготовлен черновой вариант книги А. Э. Баринова: "Прикладной риск-менеджмент при реализации инвестиционных проектов: право, практика, перспективы (PPP)". После авторской редакции книга будет представлена ряду российских и зарубежных издательств. Отдельные главы книги можно будет вскоре почитать в соответствующих разделах сайта.
 
Январь 2018
В журнале "Финансы и кредит" вышла статья А. Э. Баринова и М. Ю. Вересова "Об эффективности принимаемых на государственном уровне мер по внедрению новых финансовых технологий в систему экономического развития Российской Федерации". Статью можно почитать в одноименном журнале № 6, февральский выпуск.